Главная

Фотогалерея

Котята

О породе

О кошках

Выставки

Статьи

Конкурс

Ссылки

Про кошку вообще
 

Мумия кошки. Древний Египет.Где родина кошки? На этот вопрос пытались ответить многие ученые. Казалось бы - чего проще - там, где найдены самые древние останки - части скелета, черепа... Но дело в том, что их находят в разных местах и все они довольно древние.
Точно известно, что три с половиной тысячи лет назад кошка уже была домашним животным.
Свидетельства тому имеются в Древнем Египте, но до сих пор не известно, когда начался процесс приручения кошек.
Самые ранние из пока найденных останков кошек относятся к иерихонскому периоду неолита - это VII тысячелетие до нашей эры, - но доказательств, что уже тогда кошка была домашним животным - нет. Сложность заключается в том, что скелет кошки очень мало изменился в процессе приручения. И только тогда, когда есть доказательства, подобные тем, что найдены в Египте, мы можем быть уверены, что одомашнивание имело таки место.
Мнение о том, что родиной домашней кошки был Египет, жило среди ученых вплоть до наших Статуэтка кошки. Древний Египет.
дней. Правда, против такой точки зрения говорили данные, полученные учеными при раскопках в Передней Азии (2,5 тысячи лет). Поэтому регионом одомашнивания оказалась не только долина Нила, но и другие районы. В Южном Ираке кошки были распространены уже в III тысячелетии до нашей эры. На многих фресках они изображены подле пастухов и охотников. Самые древние изображения - статуэтки из Хачилара, что в Западной Антолии, Турция, возраст которых 7600 лет. Они представляют собой фигурки женщин и детей из необожженой глины, держащие на руках зверьков, похожих на кошек. Возможно, эти изображения связаны с культом леопарда, который встречался в то время в Чатал-Хаюке - одном из районов Антолии. Но и это свидетельство нельзя считать отправной точкой исследований, так как в это время кошки уже были одомашнены.
В египетском иероглифическом письме львы и кошки имели уже собственные символы - с обозначением "миу" около 2,5 тысяч лет назад до нашей эры в надписях пирамид V и VI
династий. Позднее на месте "миу" или "миунт" появляется обозначение "мау". В Древнем Египте поначалу были одомашнены не только кошки, но и крупные хищники - гепарды и камышовые коты.
"Кошка" П.Пикассо.Крупные кошки, содержавшиеся в домах знатных персон, символизировали прежде всего власть их хозяев. Они сопровождали боевые колесницы в сражениях, учавствовали в боях.Гепарды - эти прирождённые спринторы - были и охотничей привилегией богатых людей в Северной Африке, Персии и Индии ещё в начале нашего века. На глаза гепарда надевали коженные колпачки - как при соколиной охоте, его доставляли на место охоты в двухколёсной повозке и при появлении дичи - в основном, антилоп и газелей, с глаз снимали шоры и зверя выпускали. Разумеется, зверь был так выдрессирован (но не одомашнен), что охотник мог легко отобрать у него добычу.
Иногда египтяне использовали и камышовых котов для охоты на водоплавующую птицу. Они
приносили из зарослей  дичь, подбитую с помощью оружия, похожего на бумеранг. Сценка такой охоты дошла до наших дней в живописной росписи из склепа в Филах, она относится к 1450 году до нашей эры.
Но одомашнивание этих животных не дало практических результатов и потому понемногу сошло на
"Китти" Неизвестный художникнет. Кошки же остались.
Некоторые факты, свидетельствующие об отношении древних египтян к их любимым животным, помогут нам понять, какую ценность они представляли для людей. В Египте их считали священными животными, убийство кошки каралось смертной казнью. Если кошка, жившая в доме,
умирала, то все домочадцы носили глубокий траур, включавший сбривание бровей. Над умершей кошкой совершались все необходимые ритуалы: ее тело бальзамировали, заворачивали в разноцветные покрывала, на мордочку надевали скульптурную дерявянную маску. Некоторых кошек хоронили в сделанных по размеру деревянных "гробиках", других - в плетённыхЭ.Уильям и Б.Гарбиш. "Кошка с котятами" соломенных карзинках. Хоронили кошек на огромнном кошачьем кладбище, насчитывавшем миллионы захоронений.
Багиню кошек называли Бастет, это означало, что она являеться покровительницой Бубастиса, города, в котором находится знаменитый храм кошек. Каждую весну на священное кладбище собиралось до полумиллиона людей. Во время каждого такого праздника проводилось захоронение 100 тысяч мумий кошек в честь непорочной богини, которая, по-видимому, была предшественницей девы Марии. Эти праздники в честь Бастет были самыми популярными и наиболее посещаемыми в Древнем Египте, популярность их оъяснялась еще и тем, что они превращались в настоящие оргии и "ритуальное безумие".
Дж.Гройтц. "Мотальщица шерсти"Текст гимна, обнаруженный на колонне IV века до нашей эры и адресованный богу солнца, свидетельствует о силе этого культа: "О священная кошка! Твоя голова - голова бога солнца.
Твой нос - нос Тота, господина трижды более великого, чем Гермополис. Твои уши - уши Озириса, которые слышат голоса всех тех, кто его упоминает. Твой рот - рот бога Атму, господина жизни, который тебя проедохранил от грязи. Твое сердце - сердце Фата."
Культ кошки был настолько сильным, что продолжался более двух тысячелетий и был официально отменен в 390 году до н.э., хотя к тому времени фактически перестал существовать.
Египтяне не только преклонялись перед кошками, но и категорически запрещали их вывоз в другие страны. Это приводило к бесконечным попыткам тайно вывезти кошек из страны как престижное домашнее животное.
Благодаря путешественникам, торговцам и воинам кошки постепенно расселялись по миру.
   Многочисленные археологические свидетельства и документы тех времен говорят о том, что
кошка медленно, но верно проникала в Европу, расселялась на мусульманском Востоке,
проникала все дальше на север - на территорию нашей страны.
В Сирии, Аравии и позднее в ряде арабских стран мусульмане проявляют очень большой интерес
к кошке, восхваляя прежде всего ее природную чистоплотность. По одной из легенд, кот заснул
на рукаве одеяния Магомета, и тот обрезал рукава, чтобы не беспокоить животное. Сегодня
кошка единственное священное животное и у мусульман и у индусов одновременно...

                                    Кошки - в легендах и жизни

  Посмотрите, сколь противоречивы взгляды на кошку в древности, средневековье и в наши дни.О. Ренуар. "С кошкой"
К  IX веку относится стихотворение монаха бенедиктинского монастыря на острове Райхенау в Германии. Монах сравнивал работу своего белого кота со своей собственной. Один преуспел в истреблении мышей, а другой изводит злых духов.
   Салические короли поставили кошку под охрану закона и в числе необходимых предметов любого крестьянского двора непременно имелась мурка. Кошки буквально заполонили Англию. Это
документально подтверждает декрет короля Эдуарда III, который запрещал торговцам носить меха, кроме кроличьих, лисьих и кошачьих.
   Охватившие Европу эпидемии болезней, вызываемых грызунами, дали новый толчок росту популярности кошек, которые быстро распространились по всему континенту. Но счастливым временам не суждено было длится вечно. В средние века кошачьему населению Европы пришлось пережить несколько столетий мучений, издевательств, преследований, которые
санкционировались христианской церковью. В связи с тем, что с кошками были связаны
Р. Серл. "Кот толстяк"некоторые языческие ритуалы, животные этпи были объявлены греховными созданиями, посланниками сатаны и помошниками ведньм. Повсеместно христиан призявали причинять как можно больше боли истрадания кошкам. Некогда священные животные превратились в проклятых богом тварей. Кошек живьем сжигали во время христианских праздников. С одобрения духовенства сотни тысяч животных были замучены, забиты до смерти, поджарены на кострах.
Черные кошки стали главными жертвами этих жестокостей. Не было ни одного процесса против колдунов, в котором бы они не участвовали.
  Во Франции, Германии и Фландрии женщины, обвиняемые в колдовстве, признавались под пытками, что они принимали обличье черных кошек, чтобы творить колдовство. В 1555 году в Амстердаме, несчастную колдунью приговорили к сожжению после признания в том, что она заключила сговор
с кошками и те приходили к ней танцевать.
   Только людовик XIII в молодости добился у своего отца Генриха IV помилования кошек, которых
Обложка книги, выполненная А. Стейнленом
собирались сжечь на день святого Иоанна. Но передышка продлилась всего два года, и принц, став королем, станет, по примеру своих предшественников, разжигать огонь под очередным костром.
Людовик XV, участвовавший в сожжении черных кошек, с нежностью относился к белым ангоркам и у него была одна такая кошка, с которой он не расставался.
   Если время от времени травля кошек и уменьшается, интерес к ним остается стабильным, хотя и носит оттенок недоверия. Людей явно беспокоит мяуканье кошек в период любви, когда они бродят по улицам. Некоторые легковерные люди считают это призывом к шабашу.
   Истории, в которых кошки играют благовидную роль, в сравнении с такими фактами немногочисленны. У северных народов, в частности, у норвежцев, бытует легенда, что кошки являются преданными служителями богини Фреи, сестры Вотана. Великолепные белые кошки везут повозку богини. Эта богиня - покровительница верных возлюбленных, поэтому кошки тоже считаются у норвежцев верными животными. Такой легенды в Германии было достаточно, чтобы обвинить белых кошек в непристойных любовных похождениях и предать анафеме.
Кот и петух из европейских сказокКогда инквизиция свирепствовала в Европе, кошка пустилась в дальнее плавание через океан. Наверняка эти зверьки были на судах Колумба, чтобы бороться с грызунами. Первое "официальное" упоминание кошки в Новом Свете относится к 1626 году. Там она очень ценилась, была объектом меновой торговли. В Парагвае, например, первые кошки стоили фунт золота. Это животное способствовало освоению земель обеих Америк. Сколько продовольствия спасло, сколько эпидемий предупредило, не измерить - свидетельствовала Американская
энциклопедия. Но вернемся в Европу. Лучом света в темном царстве стали попытки первопроходцев просвещения убедить современников в том, что в образе животных предстают вещи естественные и объяснимые. Шведский естествоиспытатель Карл Линней ввел названия родов
Театральный плакатживотных и разработал систему классификации в зоологии; в шутку, но весьма метко, он назвал кошку "мышиным львом". Но наука наукой, а предания живут и до сих пор.
   В России, Польше, Богемии считали, что у черной кошки "дурной глаз". Но если ее захоронить в поле, где растет пшеница, она обеспечит хороший урожай. Детям нередко запрещали играть с котятами, т.к. считалось, что они могут отнять у ребенка память или сделать их лицемерными.
   Предрассудки, связанные с чеными кошками, глубоко укоренились в
Токо. "Кошка и паук"сердцах людей. У английского короля Карла I была такая кошка, которая, как он считал, благотворно влияла на его судьбу. Он так боялся потерять любимое животное, что заставлял стражу охранять его.
Однажды кошка умерла. "У меня не будет больше в жизни удачи",-воскликнул
Календарь, выпущенный в штате Миннесота, США король. Будущее подтвердило его опасения,на следующий день после смерти кошки его арестовали, а несколько месяцев спустя отрубили голову.
   Кошку издавна считали живым барометром. Когда она лижит переднюю лапу и приглаживает шерсть на голове, будет хорошая погода. Но если лапа касается уха, нужно ожидать дождь или снег.
   Сегодня единственным дошедшим до наших дней наследием того мрачного периода в истории домашней кошки являются приметы, связаные с черной кошкой. Приче смысл этих примет меняется сейчас вплоть до противоположенного. В России, например, черная кошка, перебежавшая дорогу, означает неприятности, а в Йоркшире жены моряков непременно держали дома черную кошку. По их представлениям, она гарантировала рыбакам и мореходам безопасность в море.
 

По книге Николая Непомнящего "Кошачье царство"

Главная

Фотогалерея

Котята

О породе

О кошках

Выставки

Статьи

Конкурс

Ссылки